Работа занимает существенную часть нашей жизни. Она может касаться разных видов деятельности, но почти всегда приходится взаимодействовать с другими людьми. В этом случае часто возникают конфликты по разным поводам, последствия конфликта могут быть разными. В большинстве случаев конфликт несет негативную окраску, разрушает отношения, тормозит производительность труда, но конфликты на работе могут иметь и положительные последствия. Основная задача сторон — выйти из конфликта с наименьшими потерями и постараться не допускать их в будущем.
Конфликты на работе могут быть как позитивными, так и негативными
Определение понятия
Конфликт — это явление, для которого характерно наличие следующих условий:
К конфликту можно подобрать несколько определений:
Ценности могут носить как материальный, так и нематериальный характер и выражаться в виде:
Эти ценности в разных формах присутствуют в рабочих коллективах, на фоне столкновений интересов часто разгораются споры. Относиться к ним следует адекватно, они несут и несомненную пользу: помогают выявить скрытые проблемы, взглянуть по-новому на устоявшиеся позиции, помогают двигаться вперед к новым профессиональным высотам.
Виды конфликтов
Виды конфликтов на работе
Спорная ситуация коллегой
Практически на любой работе время от времени случается конфликт с коллегой . В большинстве случаев его необходимо разрешать, для этого сначала необходимо установить причину:
Конфликт на любой работе можно погасить, если знать стадии развития конфликтной ситуации. Выделяют 4 стадии:
На каждой стадии можно вести себя по-разному, больше преимуществ у того сотрудника, на которого обрушивается гнев коллеги. Лучше не отвечать обвинениями, а дать себе и противнику время успокоиться.
Если конфликт на работе носит затяжной характер, но необходимо тщательно продумать линию своего поведения, понять причины такого отношения.
В зависимости от того, кратковременное это явление, коллективный заговор или типичная схема отношений между сотрудниками, нужно действовать. Необходимо оценить противника, распознать его особенности: у него тяжелый характер, он специально пытается спровоцировать, или есть реальные причины для недовольства.
С начальником
Одной из неприятных ситуаций является конфронтация с начальником. Она может выражаться в незначительных замечаниях или в постоянном недовольстве. Подобные конфликты опасны тем, что стороны в них занимают неравное положение, часто способ его разрешения приходится искать подчиненному. Причины неприязни:
На претензии начальника не следует отвечать грубостью и агрессией. Пути разрешения:
Конфликт с боссом — крайне неприятное явление
Способы разрешения
Чтобы возникший на работе конфликт разрешить или выйти из него, можно попробовать:
Как не допустить конфликт
Всегда легче избежать трудную ситуацию, чем потом разбираться с ее последствиями, но конфликт часто связан с выражением эмоций, а эмоции порой сложно сдерживать. Перед устройством на работу постарайтесь получить максимум информации об обязанностях, о внутреннем распорядке, о коллегах, о корпоративной культуре. Эти знания помогут наладить контакт с коллегами.
Каждый имеет право на свое мнение. Его нужно уважать.
Нельзя участвовать на работе в распускании сплетен, обсуждении человека за глаза, клевете.
Как избегать конфликтов на работе : позитивный настрой, дружелюбное отношение, поиск компромиссов.
Источник: