Важным разделом социальной психологии, изучающим различия в поведении людей, является психология толпы. Она основана на теориях Гюстава Лебона и Зигмунда Фрейда. Психология толпы изучает, к каким последствиям может привести объединение людей в массы, как происходит процесс формирования, и какие существуют типы толпы.
Психология толпы — важный раздел социальной психологии
Значение понятия
Толпа в психологии – это неорганизованное, стихийное скопление людей, которые не имеют общей цели и находятся в состоянии эмоционального возбуждения. Это сборище состоит из разных категорий индивидов, которые отличаются по таким характеристикам: национальность, возраст, социальный статус, семейное положение, профессиональные качества и т. д.
Главным признаком толпы является стихийность. Обычно она возникает в таких случаях:
В таком сборище люди имеют одинаковую реакцию на определенные воздействия. Им приходится объединяться между собой на ситуативной основе.
Психология объясняет, что в таком сборище нет никаких зафиксированных норм, моральных установок, табу. Они могут развиваться в определенных группах людей. Проявляются лишь сильные импульсы и эмоции.
Густав Лебон, теория толпы
Этапы формирования
В толпе у человека формируются и проявляются новые качества. Иногда они могут кардинально отличаться от тех, что присущи индивиду в повседневной жизни. Сознательная, умеющая думать и отвечать за свои действия личность исчезает. На ее месте возникает общее чувство, сформированное из идей и предпочтений разных личностей.
В таком случае сборище людей уже не является простой, стихийно созданной толпой. Образуется «коллективная душа» – база для формирования организованного столпотворения. Участники становятся одухотворенными. Они подчиняются всеобщему закону единства толпы.
Но случайного нахождения в одном месте в одно время недостаточно, чтобы масса обрела организованный характер. Нужно влияние каких-либо возбудителей.
Согласно поведению коллектива и роли общественного мнения определяют виды формирования групп.
Классификация
Психология масс подразумевает наличие множества видов толпы. Они формируются на базе разных признаков и общих характеристик.
По признаку управляемости выделяют следующие типы толп.
Если основой классификации является степень активности и возбуждения людей, то выделяют 3 типа сборищ: активное, пассивное, демонстрирующее.
Третий классификационный признак – характер поведения людей в толпе.
Последнее основание для классификации толпы – действия. Поступки сборища направлены на определенного человека или конкретный объект. Это митинги против действующего правительства, стачки из-за невыплаты зарплаты и т. д.
Действующая толпа делится на подвиды:
Согласно Г. Лебону, толпы бывают разнородные и однородные. Разнородные делятся на анонимные и неанонимные или персонифицированные. К однородным относятся неперсонифицированные сборища: секты, касты и классы.
Классификация толпы
Модели поведения
В массах проявляются социальные феномены. Кроме различий, есть и общие черты. Это деиндивидуализация – частичное исчезновение личных качеств человека, состояние, при котором индивидуальность вытесняется под действием внушений. Появляется склонность к подражанию. Человек с таким синдромом не имеет личного мнения или боится его высказать. Следует за толпой, даже если ее интересы не соответствуют его потребностям и моральным ценностям.
Еще одно сходство выражено в чувстве стандартности. Из-за этого качества развивается «стадный инстинкт». Эстетические и правовые нормы ослабляются. Постепенно человек теряет свою индивидуальность и действует лишь согласно «правилам» толпы.
Прочие общие качества.
Толпа может и разойтись. Часто это происходит под влиянием 2 факторов. Первый – активизация инстинкта самосохранения или страха. Проявляется в ситуациях, когда толпу обливают, пытаются обстрелять или уничтожить.
Это часто происходит во время проведения митингов, когда службы охраны или представители других ответственных учреждений пытаются любым образом остановить разъярённую толпу.
Рассоединение по собственному желанию – второй фактор. Возможные причины – голод, длительное пребывание на холоде, позднее время суток. Но после люди обычно вновь собираются и продолжают отстаивать свои интересы.
Основные теории
С помощью теорий также можно объяснить особенности поведения людей в толпе. Основными среди них являются теории массовой коммуникации, заражения, конвергенции, рождения норм.
Заражение
Суть: поведение индивида зависит от модели поведения всей толпы. Несмотря на характер и особенности человека, в большой массе людей он может себя вести агрессивно, т. к. опирается не на свой разум, а на инстинкты. Так формируется стадный инстинкт.
Чувство ответственности исчезает. На его место приходят нетерпимость и фанатизм. Возможно поклонение лидеру, озвученные мысли и решения, которые нельзя подвергать сомнению. Чтобы управлять такой толпой, необходимо сформировать в ней некий эмоциональный настрой и видоизменять его для применения в нужных целях.
Конвергенция
В ней масса рассматривается как сборище людей с подобным мышлением и идеями. Они просто оказались в подобной ситуации и решили действовать вместе.
Внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого участника. Они объединяются по каким-либо общим признакам, что вскоре проявляется через разные эмоции: ненависть, печаль, агрессия, радость, оптимизм.
Теория конвергенции Ф. Олпорта
Массовые коммуникации
Массовые коммуникации очень влияют на социальную, производственную, культурно-идеологическую сферы жизни человека. Воздействуют на восприятие информации. С их помощью возможно проводить массовое внушение.
Массовые коммуникации напрямую влияют на формирование ценностей и сознания через некие установки. Из-за них реализуются феномены подражания, навязываются определенные идеалы и тенденции.
Психология масс интересовала многих ученых, но особое внимание ей уделил Ричард Харрис. Проведя множество исследований в массово-коммуникационной области, он выделил некоторые теории.
Масс-медиа играют важную роль в поведении толпы
Рождение норм
В данной теории сборище рассматривается как временное явление. Люди собираются под влиянием внутренних эмоций и уникальных черт характера.
В процессе взаимодействия постепенно появляются некие установки, нормы, правила. Обычно они касаются поведения человека. Обязательное условие – нормы должны быть приняты всей массой. Правила должны исполняться.
Вносить правки и коррективы нельзя. Это может вызвать негативную реакцию массы и спровоцировать конфликтную ситуацию.
Способы управления
Зная разные техники управления толпой, можно сформировать нужную реакцию на происходящее или задать необходимую модель поведения. Используя несколько методик, можно один тип толпы превращать в другой. Это особенно полезно, если толпа агрессивно настроена, а необходимо сделать ее нейтральной.
Первый способ – оскорбление от имени врага. С помощью этой техники можно быстро завести массу, поднять настрой и боевой дух. В процессе могут использоваться такие фразы:
Этот метод часто используется политиками в агитационных программах. Другое проявление – выступления активистов перед публикой единомышленников с целью немедленно сменить правительство и защитить свои интересы.
Другой метод – использование отдельных фраз противника в другом контексте, т. е. их прямое искажение. Эта техника обычно используется журналистами, чтобы испортить репутацию определенного человека. Часто жертвами являются звезды эстрады или политики. Недостаток техники в том, что люди больше верят словам журналистов. Любые реплики со стороны пострадавшего человека, пытающегося доказать обратное, воспринимаются как опровержение. Результат – уменьшение уровня доверия к такой личности.
Другие техники.
Еще одна техника – включение ритмичной музыки. Используется для превращения массы из разъярённой в спокойную. Нейрофизиологами доказано, что музыка с ярко выраженным ритмом способна устранить агрессивный настрой людей.
Такая методика в Америке часто используется для усмирения толпы во время демонстраций перед парламентом.
Другие особенности этой техники:
Среди других методов выделяют угрозу индивидуального разоблачения. Людям указывают на ведение съемки скрытой камерой. Акцентируют внимание на том, что она позже будет показана по ТВ. Это помогает немного усмирить людей.
Для наведения порядка в толпе могут использоваться дополнительные предметы. Такой метод именуется шоковой терапией или переключением внимания. Это может быть выстрел в воздух из ружья, неожиданный приказ.
Еще один действенный прием, помогающий устранить панику в толпе – успокаивающая фраза. Часто паника формируется из-за дефицита информации, отсутствия плана действий. Тогда следует предоставить людям возможные варианты выхода из ситуации. Они обязательно должны быть реальными, возможными для выполнения. Тогда масса немного успокоится, паника пропадет.
На некоторых людей в толпе очень эффективно воздействует угроза уголовного наказания. Это поможет рассеять массу.
Способ, который используется маркетологами, бизнесменами, предпринимателями – гипноз. Его суть – ввести людей в состояние транса и реализовать нужные действия с помощью внушения. Оно содержит определенную команду. Оратор все приказы отдает властным, грозным голосом на повышенных тонах.
После достижения определенной цели массу нужно вывести из транса. Но это делают только те, кто достиг высоко мастерства в наложении гипноза на небольшую группу людей. В обратном случае такого человека может ожидать провал и разгневанная, негативно настроенная толпа.
Гипноз используется для воздействия на небольшие толпы людей
Основные рекомендации
Пребывание в толпе может негативно отразиться на психическом и физическом здоровье человека. Интеллект и мышление при попадании в нее полностью отключаются. Человек может делать то, что в нормальном состоянии никогда не повторил бы. Пренебрегает мерами безопасности, что приводит к травмам. Поэтому необходимо уметь защищать себя от воздействия.
Главное, обойти толпу стороной. Часто человека с массой не связывают никакие ценности. Он может присоединиться только из интереса. Но если появится лидер, умеющий управлять массой, то участник будет привлечен насильно. Начнет яростно отстаивать интересы толпы, в результате чего может пострадать.
Ниже прописано, как вести себя в случае попадания в толпу.
Главное, не теряйте самообладания. Не поддавайтесь манипуляциям. Ведите себя естественно и старайтесь сохранить ясность ума. Пока человек думает, он способен предпринимать правильные решения и спасти себя в критической ситуации.
Заключение
Понятие толпы в психологии рассматривается как хаотичное, стихийное, неорганизованное скопление людей, не имеющих общей идеи. Часто формируется в общественных местах, на мероприятиях. Основные формы проявления – митинги, демонстрации, концерты, эвакуации людей с места катастрофы.
Существует множество видов толпы, которые отличаются по характерным признакам. Необходимо знать, в чем их различия, как вести себя в скоплении, как им можно управлять. Это поможет избежать негативных последствий и сохранить жизнь.
Источник: