Дарья Годунова, управляющий партнер «Пионеры ГЧП»предоставлено InfraClub
Последнее заседание регионального инвестиционного совета при губернаторе Челябинской области Алексее Текслере предполагалось, как обычно, шаблонным. Но вопросы из зала, в обход протокола, возникли уже после первых же докладов, а комментарии в Сети так просто вызвали широкое обсуждение независимо от территориальной и должностной принадлежности авторов.
Итак, новый министр экономического развития Челябинской области Наталья Лугачева в своем выступлении назвала Южный Урал одним из лидеров в России по разработке и внедрению методик государственно-частного партнерства. Были названы цифры: 147 проектов ГЧП, из которых 96 — это концессионные проекты. В качестве примера потенциальных инвесторов названы были конкретные компании. Цель регионального правительства — улучшить позиции по привлечению инвесторов в этот формат отношений бизнеса с властью.
И, казалось бы, все отлично, но те, кто работают на местах, не выдержали и озвучили совсем иную картину, которая разнится с приведенной статистикой: «чиновники в муниципалитетах ничему не обучены, коммунальные проекты не реализуются из-за того, что инженерные сети в большинстве своем бесхозные, а крупный инвестпроект к ГЧП, который из года в год ставят в пример, на самом деле давно заглох и не реализуется».
Что за «КГЧП» такое
Давайте разберемся все же, что на самом деле происходило на ниве ГЧП в Челябинской области. Для начала немного теории, чтобы было понятно, о чем идет речь. Потому что, как выяснилось, не все профильные чиновники владеют верной терминологией.
Сегодня для многих, к сожалению, аббревиатура «ГЧП» ассоциируется с путчем 91-го года и «ГКЧП», а само понятие, скорее, — с благотворительностью в пользу бедных и желательно из патриотических мотивов. Но это совсем не так, ГЧП объединяет под собой несколько видов договоров, похожих на долгосрочный многозадачный подряд, за который также платят и на котором совершенно честно зарабатывают как государство, так и частный партнер.
Инвестсовет у Текслера показал: отчеты минэконома по ГЧП отличаются от реальности
Самый популярным видом у нас в стране является концессия, с 2005 года по настоящее время в среднем уже заключено более 3 тыс. концессионных соглашений.
ГЧП в общем понимании — это привлечение частного сектора для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к публичному сектору, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций. Контракт ГЧП может быть разных видов — все зависит от условий и возможностей государства в отношении рассматриваемых отношений сторон. Сферы, в которых может быть обновлена инфраструктура, — от транспорта и ЖКХ до всевозможных социальных объектов и даже объекты сферы IT.
Виды контрактов ГЧП:
- концессионное соглашение (Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»);соглашение о ГЧП (Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
Виды квази-контрактов ГЧП:
- контракт жизненного цикла (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла»);долгосрочная аренда с инвестиционными обязательствами (Гражданский кодекс РФ в четырех частях);инвестиционное соглашение (ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»);специальный инвестиционный контракт (СПИК) (ФЗ от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»).
Еще раз обращаем внимание — ГЧП это инструмент, который используют, исходя из задач и возможностей.
Статистика с плюсом
Думаем, теперь понятно, что когда мы считаем ГЧП-контракты, качественнее и понятнее считать именно ГЧП-соглашения (224-ФЗ) плюс концессионные соглашения (115-ФЗ).
Или, если у вас в регионе в этом плане все более разнообразно, с обязательной расшифровкой использовать формулу: соглашения о ГЧП (224-ФЗ) + концессионные соглашения (115-ФЗ) + КЖЦ, СПИК, инвестиционный контракт (за редким исключением) = статистика.
Хотя, опять же, надо обратить внимание, что мы ведем разговор о вложениях в государственную инфраструктуру. Где не идет речь о том, что инвестор на своем участке построил свой детский сад и начал продавать в нем места соседям. Речь идет о том, что инвестор взял в аренду государственную землю, построил детский сад, оформил его в собственность государства (или временно оформил в свою собственность), взял себе на баланс, чтобы долгие годы сад эксплуатировать, а по завершении контракта все вернуть обратно государству.
То есть, когда государство не справляется со своей социальной задачей и просит помочь на коммерческих началах частника, но временно.
Причем выкуп инфраструктуры в конце контракта тоже возможен, но обращаю внимание, что все это время имущество эксплуатируется именно в общественных интересах (в том числе), а когда через много лет износ достигает предела, можно и продать через опять же законные торги.
Государственный подряд — это не ГЧП
Поэтому часто именно из-за желания «докрутить цифры» для «нужной отчетности перед центром» к ГЧП относят:
- 223-ФЗ (ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»);44-ФЗ (ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);энергосервисный договор (ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);аренду («Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ).
То есть все, что отдаленно напоминает «присутствие» частных денег. Но ГЧП — это все же инвестирование, когда вы рискуете и используете свои компетенции для получения прибыли.
ГЧП этим и отличается от классического подряда. По широте, долготе, объему вложений и достижению прибыли, а не просто указанной в техническом задании задачи.
Если сравнивать с государственным подрядом, то, например, концессионное соглашение предоставляет концеденту (государству), на наш взгляд, ряд значительных преимуществ по сравнению с использованием государственного контракта. Выделим основные:
- возможность выполнения комплекса работ по созданию (проектирование, реконструкция, модернизация, строительство) и последующей эксплуатации объекта соглашения на основании одного соглашения,гибкое перераспределение рисков, связанных с созданием и последующей эксплуатацией,расширенная ответственность концессионера (частный инвестор) в части исполнения своих обязательств,последнее, но самое важное — возможность гибкого структурирования платежного механизма через рассрочку оплаты работ (на годы).
Суровые цифры
Но вернемся к статистике Челябинской области, из-за которой, в том числе, возникли вопросы. Скажу честно, я не поленилась и лично посчитала соглашения в новой (обновленной) базе данных, представленной Национальным центром ГЧП. И, исходя из понимания, что мы смотрим действующие соглашения Челябинской области в период с 2005 по 2020 год, у меня получилось следующее:
- 122 концессионных соглашения — в общей массе речь идет о реконструкции муниципального имущества сферы ЖКХ, срок таких соглашений в основном около 5 лет, за редким исключением 15 лет.1 ГЧП соглашение — «Строительство гаражных боксов в п. Тимирязевский Чебаркульского района Челябинской области» на 5 млн рублей на 3 года. Соглашение очень сомнительное, на мой взгляд, но тем не менее.3 СПИК — прокомментировать не смогу, можем просто порадоваться, что такие примеры есть.
Если посмотреть на желание региона остановиться на сфере ЖКХ более глобально, то пока новости неутешительные.
Например, в феврале был опять отменен конкурс, согласно которому городские системы водоснабжения и водоотведения Челябинска собирались передать на 25 лет в концессию частному инвестору. Торги объявили еще три года назад, победитель конкурса должен был за свой счет создать и реконструировать объекты водоснабжения и водоотведения. Планировалось, что инвестор займется модернизацией очистных сооружений водопровода, строительством сооружений обеззараживания воды, насосных станций и магистральных водоводов, внедрением автоматической системы управления техпроцессами, дистанционного мониторинга и так далее. Причины отказа от конкурсной процедуры не уточняются. Претенденты были крупные, действующие компании-операторы, но, увы, похоже городские власти решили иначе.
Если говорить о «потенциальных инвесторах», то, например, упомянутый «Ростелеком», да, без сомнения в качестве потенциального инвестора данную компанию можно рассматривать, но пока мы нашли только один контракт жизненного цикла (44-ФЗ) «Комплексная услуга по созданию, развитию и обеспечению функционирования РАСЦО Челябинской области» на 152 млн рублей сроком 6 лет. Заключен контракт был в 2015 году.
Что касается общего инвестиционного климата в Челябинской области, тут действительно не все просто.
Из моего личного опыта: в регион зайти несложно, сложнее удержать инвестора после месячных хождений по кругу, неопределенности условий (в том числе относительно финансовых возможностей бюджета), текучки ответственных кадров.
Не буду останавливаться на самой процедуре — вот тут подробно писала об этом два года назад, как раз по итогам работы по одному из проектов.
И в заключение
Что хотелось бы пожелать? Вовлеченности ответственных служб. Пока, на мой взгляд, регион держится за счет отдельных неравнодушных специалистов, кто на грани фола пытается выстроить хоть какую-то последовательность.
Вся необходимая информация по работе с ГЧП давно есть не только в печатных изданиях, но и в сети в свободном доступе: аналитика, практика, учебные курсы, экспертная помощь.
Но пока превалирует подход: лучше ничего не делать, за это у нас не увольняют, чем что-то начать делать, чтобы потом нести ответственность и «портить» статистику.
В любом случае ГЧПисты, в том числе и в моем лице, не сдаются. Ведь если получается в других регионах, значит, надежда есть. Пусть и суровая, челябинская.
Публикации рубрики «Мнение» выражают точку зрения их авторов.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com
Источник: